
С 7 июля 2020 года по 30 января 2021 года в музее Романа Суты и Александры Бельцовой (г. Рига, ул. Элизабетес, 57а, кв. 26) будет представлена выставка «Во власти страстей. Аустра Озолиня-Краузе – писательница, меценат, шпионка».
«Латышская Мата Хари», «латышка-авантюристка», «одна из самых интеллектуальных женщин в Латвии» – всё это в своё время говорили про писательницу, журналистку Аустру Озолиню-Краузе (Austra Ozoliņa-Krauze, 1890–1941). Её неординарная личность была полна противоречий, а в биографии до сих пор немало «белых пятен».
Аустра Озолиня-Краузе родилась 30 ноября 1890 года в Риге, в семье строительного предпринимателя, поэтому могла себе позволить учёбу за границей. С 1912 по 1917 год она изучала филологию и юриспруденцию в Швейцарии, в Бернском университете. Уже тогда Аустра начала вести активную социально-политическую и публицистическую деятельность. Там же, в Швейцарии, она познакомилась с Райнисом и Аспазией, вместе с ними работала в швейцарском Латышском комитете, выполняя обязанности его секретаря. С 1916 по 1919 год Аустра Озолиня-Краузе возглавляла Латвийское бюро пропаганды, и уже тогда ею заинтересовались разведывательные службы – за её деятельностью следили учреждения спецслужб Швейцарии. Направленная против немцев пропаганда Аустры Озолини-Краузе была столь впечатляющей, что о ней в своих сообщениях упоминало даже посольство Германии в Берне.
В 1921 году Аустра Озолиня-Краузе вернулась в Ригу. Здесь она сразу же познакомилась с недавно приехавшей в Латвию Александрой Бельцовой (Aleksandra Beļcova) и на следующие десять лет стала ближайшей подругой и финансовым спонсором художницы.
С 1922 по 1924 год Аустра Озолиня-Краузе спонсировала издание политико-сатирического журнала «Хо-Хо» («Ho-Ho»). В нём публиковали статьи и фельетоны самые видные писатели и поэты тех лет, а художники, главным образом, участники Рижской группы, в том числе Александра Бельцова и Роман Сута (Romans Suta), получали гонорары за карикатуры и шаржи.
В 1924 году Аустра Озолиня-Краузе оказывала материальную поддержку мастерской по росписи фарфора «Балтарс» («Baltars»). В принадлежавшем ей доме на улице Лачплеша находились мастерская и салон, где художники продавали свою продукцию. Там же они все и жили: сама Аустра и участники «Балтарс» – Александра Бельцова с Романом Сутой, Сигисмунд Видберг (Sigismunds Vidbergs) со своей семьёй.
Благодаря помощи подруги, во второй половине 1920-х годов Бельцовой удалось уехать в одну из лучших европейских клиник для туберкулёзных больных на юге Франции. В ту пору Александра и Аустра были практически неразлучны. Не случайно на многих автопортретах Бельцовой в качестве своеобразного alter ego на фоне виден профиль Аустры.
Однако не только для Бельцовой Французская Ривьера стала творческим импульсом и объектом изображения на многих картинах и рисунках. На арендованной вилле в Вансе был написан первый роман Аустры «В карусельных дверях» («Virpuļu durvīs»), повествующий о жизни русских эмигрантов во Франции. Более того, непосредственно во Франции Аустра работала над пьесой «Катрина» о жене Петра Великого.
В 1929 году Аустра Озолиня-Краузе была официально объявлена банкротом. Причиной этому могло стать пристрастие Аустры к азартным играм. Возможно, именно из-за финансовых проблем в 1930-е годы Аустра была завербована как минимум двумя разведслужбами.
На выставке представлены портреты Аустры Озолини-Краузе, её документы, фотографии и рукописи из собраний Музея литературы и музыки, музея Романа Суты и Александры Бельцовой, Латвийского Национального художественного музея и частных коллекций.
Автор оригинального текста: Наталья Евсеева
[gmw_single_location post_id="63718" map="1" post_title="0" distance="0" directions="0" show_info="0" info_window="1" zoom_level="13" map_width="100%" map_height="450px" ul_marker="0" elements="map" item_info_window="title,address,additional_info"]